В который раз запахло гарью в городах и весях, и развернулась бурная дискуссия по данному прискорбному поводу.
Уберем за скобки мнение, что всегда (?) так (??) горело и ничего с этим не поделать. Привлечение экстроардинарных сил и средств пожаротушения оправдано и обосновано. Однако, те ли силы и средства привлекаются, и насколько средства эффективны? Известно, что наиболее мощным инструментом в арсенале МЧС является авиациная бомбардировка очагов пожаров тоннами воды (Ил - 76 за один рейс берёт порядка 40 тонн). Самое экономически-проблемное в этой технологии тушения - горизонтальный перенос набранного объема воды до очага возгорания. По очевидным соображениям, на переброску набранного объема затрачивается соизмеримое количество авиационного керосина.
Есть ли альтернативный, столь же эффективный, но менее затратный и результативный способ доставки воды к месту горения? Представляется, что есть!
Ещё во время катастрофического горения торфяников Подмосковья в 2010 году мною была сформулирована (и опубликована) концепция парирования такого рода катастрофических явлений с помощью т.н. ПЛАВУЧИХ КЛИМАТРОНОВ.
См в поисковиках по названия. См. статью в газете "Труд - 7" под названием "Климатрон - удар по засухе".
Кратко о её сути.
Давно научилиссь "выжимать" облака с помощью реагентов (йодистое серебро, замороженная углекислота, цемент и пр.).
Таких реагентов затрачивается на много порядков меньше по объему чем сконденсировшихся и выпавших осадков. Поэтому реагенты выгодно доставлять (авиационным и иным способом) в тучи - нежели возить теми же самолётами воду.
Ну а что делать если, в условиях антициклона, облаков и туч не имеется в наличие?
Ответ: создать их искуственно, используя речную сеть! Создать с наименьшими затратами - опираясь на природные процессы. Известно, что в ранние летние часы, в условиях антициклона, повехность водоемов как правило бывает выше прилегающих слоев воздуха. Это идеальные условия для испарения и последующей конденсации. Почему же ЭТОГО не происходит в природе? В антциклоне идет генеральное нисхождение воздушных масс.
Нисхождение "ПРИДАВЛИВАЕТ" пары воды и не позволяет им добраться до горизонтов конленсации (высота 2-3 км) к обеденны часам - времени наиболее активных конвективных процессов.
Природе надо "помочь" - создать виртуальный "шланг" для поставок испарившейся воды до высоты конденсации.
Как это сделать? С помощью турбореактивных двигателей. Если просто направить исходящие струи компекта таких двигателей ветикально вверх то турбулентность значительно снизит таковой эффект. Дркое дело - если восходящие потоки продуктов сгорания системы двигателей будут закручены циклонально (против часовой стрелки в северном полушарии), то получим вихревую (смерчеподобную) структуру ЗНАЧИ-ИТЕЛЬНОЙ протяженности. Надо сказать, что подобные ЕСТЕСТВЕННЫЕ структуры (водяные смерчи) зачастую образуются над теплыми водоемами при понижении окружающего воздуха, но ... в условиях циклона. Нам же надо "помочь" природе с образованием таковой структуры в ранее означенных метеорологических условиях. Надо сказать, что если таковая структура образуется, то она начнет сама себя энергетически подпитывать в режиме обратных связей - взяв львиную долю энергозатрат (см. законы термодинамики) на себя. Наша задача - инициация процесса.
Итак, как это должно реализоваться на практике? Изготавливается ПЛАВУЧИЙ КЛИМАТРОН - аэродинамическое кольцо (диаметром порядка 40 м) на двух плузатапливаемых самоходных баржах (катамаран). На кольце размещены пневморотирующие пилоны. Между каждой пары пилонов, на лафетах, попарно, устанавливаются турбореактивные двигатели с ориетацией выхлопа внутрь осевой кольца - с поправкой на ротирование. Направление истечения продуктов сгорания двигателей может регулироватья с помощью лафетов в широких пределах - для достижения результата - формирования оптимальной структуры искуственного вихря-смерча. Для разрушения структуры вихря-смерча (после выполнения задачи - формирования мощного кучево-дождевого облака) ориентация двигателей изменяется в конфорс.
Cм. чертежи и описание ПЛАВУЧИХ КЛИМАТРОНОВ на персональном сайте автора
http://futurocosmos.ucoz.ru/
Изготовленные сборно-разборные ПЛАВУЧИЕ КЛИМАТРОНЫ (прядка 10 единиц) оперативно перемещаются железнодорожным и крупногабаритным автомобильным транспортном в регион бедствия (ныне Сибирь), быстро собираются по аналогии сбора понтонных мостов в акваториях соответствующих рек (ныне: Ангара, Енисей, Лена) и задействуются с учетом генерального ветропереноса. При наплывании искуственной тучи над местом пожара она оперативно обрабатывается реагентами. На места возгорания обрушиваются не жалкие 40 тоннн воды, но её сотни тысяч. Проблема возгорания на десятках квадратных километрах будет кардинально решена только от одной "осажденной" тучи. А таких туч можно сформировать множество - используя значительно меньшие объемы авиационного керасина, нежели при переброске воды той же авиацией. Не потребуется также подвергать риску многчисленных пожарных десантников, бегающих по тайге с ручными насосами. Регулировку осаждения искуственных тучь можно усуществлять в широких пределах дзировкой внесения реагентов и формированием оптимальных размеров тучь климатронами.
Такова, в общих чертах, концепция применения ПЛАВУЧИХ КЛИМАТРОНОВ, для тушения массовых лесных пожаров.
Это сугубо научно-обоснованная концепция, базирующаяся на установленных научных законах и строго соответствующая термодинамическим и энергетическим параметрам естественных процессов - не чета антинаучному бреду неадекватов и мошенников, намеревающихся вмешиваться в атмосферные процессы с помощью жалких конструкций, запитываемых от бытовой розетки (тем более: воздеванием рук, пассов и заклинаний неких "продвинутых гуру")...
Является ли она панацеей? Безусловно - нет, но ПЛАВУЧИЕ КЛИМАТРОНЫ могли бы стать одним из эффективных инструментов в арсенале МЧС (не говоря уже о применении для полива в с/х).
Насколько обоснована и проработана данная концепция? Вполне достаточно для организации НИР и НИОКР профильными государственными структурами.
Как отнеслись государственные структуры к неоднократным попыткам автора привлечь внимание таковых к данной концепции? Плохо!!! Многие письма и обращения автора, с детальными предложениями по развертыванию НИР и НИОКР по данному направлению было потоплено в мутной воде бюрократизма (возмутительных отписках и перепихивания принятия решения с одного ведомства на другое). См. материалы персонального сайта автора статьи
http://futurocosmos.ucoz.ru/
Прошло 9 (девять) лет с начала публикаций и обращений. Что и далее будем так же гореть, невосполнимо теряя легкие планеты?!
Академик Международной академии авторов
научных открытий и изобретений Золотухин Владимир Антонович.